Положение о создании и организации в Управлении ЗАГС Республики Тыва (Агентстве) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)

Последнее обновление: 13.02.2019

 

Утверждено приказом Управления  ЗАГС республики Тыва (Агентства)

от «_11_»_феварля_2019 г. №_11__

 

 

Положение

о создании и организации в Управлении ЗАГС Республики Тыва (Агентстве) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)

 

I. Общие положения

 

1.   Настоящее Положение устанавливает порядок организации и функционирования в Управлении ЗАГС Республики Тыва (Агентстве) (далее – Управление) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс).

2.   Термины, используемые в настоящих методических рекомендациях, означают следующее:

«антимонопольное законодательство» - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;

«антимонопольный орган» - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;

«доклад об антимонопольном комплаенсе» - документ, содержащий информацию об организации в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса и о его функционировании;

«коллегиальный орган» - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;

«нарушение антимонопольного законодательства» - недопущение, ограничение, устранение конкуренции органом исполнительной власти;

«риски нарушения антимонопольного законодательства» - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;

«уполномоченное подразделение» - подразделение органа исполнительной власти, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в органе исполнительной власти.

 

II. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса

 

3.   Цели антимонопольного комплаенса:

а)   обеспечение соответствия деятельности Управления требованиям антимонопольного законодательства;

б)  профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Управления.

4.   Задачи антимонопольного комплаенса:

а)   выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;

б)  управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;

в)   контроль за соответствием деятельности Управления антимонопольного законодательства;

г)   оценка эффективности функционирования в Управлении антимонопольного комплаенса.

5.   При организации антимонопольного комплаенса Управления рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

а) заинтересованность   руководства Управления в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;

б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

в) обеспечение информационной открытости функционирования в Управлении антимонопольного комплаенса;

г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Управлении;

д) совершенствование антимонопольного комплаенса.

 

III. Организация антимонопольного комплаенса

 

6.   Уполномоченным подразделением, ответственным в Управлении за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса, является отдел правового и кадрового обеспечения Управления (далее – уполномоченное подразделение).

К компетенции уполномоченного подразделения относится:

а) порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении Управления своей деятельности;

б) порядок ознакомления служащих Управления с актом об организации антимонопольного комплаенса;

в) меры, направленные на осуществление Управлением контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;

г)   ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Управлении.

7.   Акт об антимонопольном комплаенсе должен быть размещен на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт).

 

IV. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) и

коллегиальный орган

 

8.   Общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса в Управлении осуществляется начальником Управления, который:

а)   вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы Управления, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;

б)  применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими Управления акта об антимонопольном комплаенсе;

в)   рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;

г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.

9.   В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Управлении определено уполномоченное подразделение – отдел правового и кадрового обеспечения Управления, состав которого определяется в соответствии с организационной структурой, штатной численностью и характером деятельности Управлении.

10. При определении уполномоченного подразделения (назначении должностного лица) Управления руководствуется следующими принципами:

а)   подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководству Управления;

б)  достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).

11. К компетенции уполномоченного подразделения (должностного лица) относятся следующие функции:

а) подготовка и представление начальнику Управления акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов Управления, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;

б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;

в) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Управления, разработка предложений по их исключению;

г) консультирование служащих Управления по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;

д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Управления по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;

е) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;

ж) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;

з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;

и) информирование начальника Управления о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;

к) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.

12. Оценку эффективности организации и функционирования в Управлении антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган.

13. К функциям коллегиального органа должны относиться:

а) рассмотрение и оценка мероприятий Управления в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;

б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.

14. Функции коллегиального органа возложить на Общественный совет при Управлении.

 

V. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного

Законодательства

 

15. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом)  – отделом правового и кадрового обеспечения Управления на регулярной основе должны проводиться:

а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Управления за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);

б) анализ нормативных правовых актов Управления;

в) анализ проектов нормативных правовых актов Управления;

г) мониторинг и анализ практики применения Управления антимонопольного законодательства;

д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

16. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) должны реализовываться следующие мероприятия:

а) осуществление сбора в структурных подразделениях Управления сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;

б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Управлении, который содержит классифицированные по сферам деятельности Управления сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Управлением на недопущение повторения нарушения.

17. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом) – отделом правового и кадрового обеспечения Управления анализа нормативных правовых актов Управления должны реализовываться следующие мероприятия:

а) разработка и размещение на официальном сайте исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Управления (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;

б) размещение на официальном сайте Управления уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;

в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;

г) представление руководству Управления сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Управления.

18. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным подразделением (должностным лицом) – отделом правового и кадрового обеспечения Управления должны реализовываться следующие мероприятия:

а) размещение на официальном сайте uzags.rtyva.ru Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;

б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.

19. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Управлении уполномоченным подразделением (должностным лицом) – отделом  правового и кадрового обеспечения Управления должны реализовываться следующие мероприятия:

а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Управлении;

б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Управлении;

в)   проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Управлении.

20. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) – отделом правового и кадрового обеспечения Управления должна проводиться оценка таких рисков с учетом следующих показателей:

а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Управлении по развитию конкуренции;

б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;

г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.

21. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным органом (должностным лицом) по уровням согласно приложению.

22. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) – отделом правового и кадрового обеспечения Управления составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.

23. Коллегиальный орган антимонопольного органа по результатам обобщения практики применения антимонопольного законодательства вправе давать разъяснения о типовых нарушениях антимонопольного законодательства органами исполнительной власти.

24. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

 

VI. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства

 

25. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) – отделом правового и кадрового обеспечения Управления разрабатываются (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

26. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) – отдел правового и кадрового обеспечения Управления осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

27. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.

 

VII. Оценка эффективности функционирования в Управлении ЗАГС Республики Тыва (Агентстве) антимонопольного комплаенса

 

28. В целях оценки эффективности функционирования в Управлении антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели как для уполномоченного подразделения (должностного лица) – отдела правового и кадрового обеспечения, так и для Управления в целом.

29. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) – отдел правового и кадрового обеспечения Управления разрабатывает ключевые показатели и проводит (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Управлении.

30. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в Управлении антимонопольного комплаенса должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.

 

VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе

 

31. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:

а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения Управлением антимонопольного законодательства;

б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Управлением антимонопольного законодательства;

в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.

32. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в коллегиальный орган – Общественный совет при Управлении на утверждение (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом) – отделом правового и кадрового обеспечения Управления.

33. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом – Общественным советом при Управлении, должен размещаться на официальном сайте Управления.

34. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом – Общественным советом при Управлении, затем направляется Управлением  на заседание Совета по содействию развитию конкуренции в Республике Тыва для подготовки сводного доклада в Федеральную антимонопольную службу для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Положению о создании и организации в Управлении ЗАГС Республики Тыва (Агентстве) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства

 

 

УРОВНИ РИСКОВ

нарушения антимонопольного законодательства

в Управлении ЗАГС Республики Тыва (Агентстве)

 

Уровень риска

Описание риска

Низкий уровень

 

отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Управлении по развитию конкуренции,

вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует

Незначительный уровень

 

вероятность выдачи Управлению предупреждения

Существенный уровень

 

вероятность выдачи Управлению предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства

Высокий уровень

 

вероятность выдачи Управлению предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация)