Счетчик обращений граждан и организаций
ПОСТУПИЛО 94 НА РАССМОТРЕНИИ 0 РЕШЕНО 94

ДНД

Последнее обновление: 09.04.2018

Обзор

о положительном опыте организации работы по привлечению граждан
и общественных организаций к участию в охране общественного порядка по итогам 2017 года

     В условиях дефицита наружных служб полиции эффективным механизмом профилактики правонарушений является широкое привлечение граждан к охране общественного порядка. Соответствующие общественные отношения урегулированы Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»[1].

Мониторинг принимаемых в субъектах Российской Федерации мер по реализации положений Федерального закона № 44-ФЗ свидетельствует о положительных тенденциях в рассматриваемой сфере.

Согласно ведомственной статистической отчетности[2] по итогам 2017 года в региональные реестры, сформированные во всех субъектах Российской Федерации, внесено свыше 10,2 тыс. (10 215) народных дружин (+9,3%, 9 347 - в 2016 году), объединяющих в своих рядах около 196,6 тыс. (196 589) человек (-0,5%, 197 509 - в 2016 году), в том числе 456 дружин из числа членов казачьих обществ численностью 9 258 человек, а также более 1 тыс. (1 050) общественных объединений правоохранительной направленности.

К охране общественного порядка привлечено свыше 2 млн (2 072 993) граждан (+0,9%, 2 054 932 - в 2016 году), из них более 1,8 млн (1 888 868) народных дружинников, 41,2 тыс. (41 202) представителей общественных объединений правоохранительной направленности, 39,1 тыс. (39 125) внештатных сотрудников полиции, а также около 103,8 тыс. (103 798) членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Справочно: в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации внесено 1 772 казачьих общества численностью 166 139 человек.

Казачьими обществами заключено 447 договоров (соглашений) по их привлечению к охране правопорядка.

Основными формами взаимодействия граждан с органами внутренних дел являются:                         профилактические обходы жилого сектора с участковыми

уполномоченными полиции и инспекторами по делам несовершеннолетних, совместное с нарядами патрульно-постовой службы полиции патрулирование улиц, обеспечение правопорядка при проведении спортивных, культурно­зрелищных и иных массовых мероприятий.

С участием граждан за совершение преступлений задержано около 11 тыс. (10 997) человек (-19,4%, 13 643 - в 2016 году), из них с народными дружинниками - 6 030, представителями общественных объединений

правоохранительной направленности -                  555, внештатными сотрудниками

полиции - 2 575, членами казачьих обществ - 1 837.

Пресечено свыше 514,8 тыс. (514 805) административных правонарушений (+3,4%, 497 882 - в 2016 году), из них народными дружинниками - 408 339, представителями общественных объединений правоохранительной направленности - 18 435, внештатными сотрудниками полиции - 45 995, членами казачьих обществ - 42 036.

На объектах транспортной инфраструктуры к охране правопорядка привлечено более 46,7 тыс. граждан (46 781), в том числе около 34 тыс. (33 950) дружинников, свыше 5,8 тыс. (5 805) представителей общественных объединений правоохранительной направленности, более 7 тыс. (7 023) членов казачьих обществ, 3 внештатных сотрудника полиции, с участием которых за совершение преступлений задержано 111 человек, пресечено более 20,7 тыс. (20 715) административных правонарушений.

В обеспечении общественного порядка при проведении свыше 320,8 тыс. (320 870) публичных, культурно-зрелищных, религиозных и спортивных мероприятий задействовалось 269,5 тыс. дружинников, 59,4 тыс. представителей общественных объединений правоохранительной направленности, 101,2 тыс. членов казачьих обществ, с участием которых выявлено 12,1 тыс. (12 104) правонарушений, из них 30 преступлений, 12 074 административных правонарушения[3].

Справочно: в 2017 году на территории субъектов Российской Федерации состоялось более 47 тыс. (47150) публичных, 235,3 тыс. (235 384) культурно-зрелищных, религиозных, а также 38,3 тыс. (38 336) спортивных мероприятий с общим количеством участников более 11,8 млн (11 874 724) человек.

В 42 регионах (+133%, 18 регионов в 2016 году) представители народных дружин, общественных организаций, внештатные сотрудники полиции совместно с сотрудниками Госавтоинспекции участвуют в профилактических мероприятиях по пресечению нарушений правил дорожного движения, выявлению водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения.

Справочно: республики Башкортостан, Бурятия, Карелия, Крым, Марий Эл, Саха (Якутия), Татарстан, Кабардино-Балкарская, Удмуртская, Чувашская республики, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Приморский края, Астраханская, Архангельская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Кировская, Костромская, Курская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург.

Активно привлекаются к охране правопорядка дружинники в большинстве субъектов Российской Федерации, что оказывает позитивное влияние на общее состояние правопорядка и обеспечение динамики снижения числа совершенных правонарушений в Российской Федерации и свидетельствует об эффективном взаимодействии территориальных органов МВД России с народными дружинами.

Справочно: в 2017 году зарегистрировано на 101,6 тыс. меньше преступлений (2 058 476, -4,7%), чем за аналогичный период 2016 года (2 160 063).

На 6,9% (с 501,1 тыс. до 466,4 тыс.) сократилось число зарегистрированных преступлений, которые совершены на улицах, площадях, в парках и скверах.

При средней нагрузке по стране на одного дружинника по участию в 9,6 мероприятиях высокие нагрузочные показатели отмечаются в республиках Бурятия (10,7), Крым (28,5), Тыва (13,2), Удмуртской (11,0), Чувашской (19,3) республиках, Краснодарском (21,2), Пермском (12,0), Ставропольском (11,1) краях, Архангельской (11,6), Волгоградской (13,4), Калужской (11,2), Калининградской (15,2), Ленинградской (12,3), Новгородской (9,8), Новосибирской (13,5), Омской (11,6), Оренбургской (11,2), Самарской (12,2), Смоленской (20,2), Тюменской (13,5), Ульяновской (28,2), Ярославской (13,2) областях, г. Москве (29,5) и других регионах.

Продолжена практика исключения из народных дружин граждан, самоустранившихся от участия в соответствующей деятельности.

В 2017 году по итогам проведенного территориальными органами МВД России анализа результатов работы дружинников в разрезе муниципальных образований и направленных в органы местного самоуправления соответствующих обращений из состава народных дружин в 56 субъектах Российской Федерации исключено на основаниях, предусмотренных пунктом 4 части 3 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ (в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований устава народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности), свыше 8 тыс. (8 100) человек.

Оказывают содействие территориальным органам МВД России в охране правопорядка, помимо народных дружинников, общественные объединения правоохранительной направленности.

Так, например представители общественных объединений «Народный контроль» в Самарской и Саратовской областях совместно с сотрудниками полиции участвуют в выявлении нарушений правил реализации алкогольной продукции.

В г. Москве ежедневно правопорядок совместно с сотрудниками полиции обеспечивают представители общественных объединений «Безопасная столица», «Центр профилактики правонарушений», «Оперативный молодежный отряд», с участием которых пресечено 766 административных правонарушений.

В целях эффективного использования потенциала дружинников в охране общественного порядка в территориальных органах МВД России осуществляется их подготовка к участию в мероприятиях в форме инструктажа.

Для повышения правовой грамотности дружинников территориальными органами МВД России во взаимодействии с региональными и местными органами власти на регулярной основе организовано проведение семинар-совещаний (Республика Коми, Ставропольский, Приморский, Хабаровский края, Белгородская, Курская, Московская, Оренбургская, Псковская, Томская области), учебно-методических сборов (Республика Тыва, г. Москва), обучающих занятий, в том числе в режиме видеоконференцсвязи (Удмуртская Республика, Краснодарский, Ставропольский, Хабаровский края, Брянская, Волгоградская, Калужская, Костромская, Смоленская, Челябинская области).

В рамках реализации положений Федерального закона № 44-ФЗ во всех регионах приняты законодательные акты, направленные на создание правовых и организационных основ участия граждан в охране правопорядка, обеспечение социальной защиты народных дружинников, стимулирование их деятельности, повышение уровня материально-технического и финансового обеспечения народных дружин.

По сведениям территориальных органов МВД России на развитие народных дружин в 2017 году из средств региональных и местных бюджетов в 81 субъекте Российской Федерации выделено свыше 1,1 млрд рублей (1 107 831 872), освоено более 916,5 млн рублей (916 538 630).

Справочно: значительное финансирование в 2017 году отмечалось в городах Москве (105,9 млн), Санкт-Петербурге (18,9 млн), республиках Татарстан (8,0 млн), Хакасия (7,8 млн), Ставропольском (72,1 млн), Пермском краях (12,3 млн), Волгоградской (8,9 млн), Вологодской (14,6 млн), Оренбургской (6,1 млн), Самарской (42,7 млн), Саратовской (9,4 млн), Тюменской (36,2 млн), Ульяновской (17,9 млн) областях и других регионах.

В большинстве субъектов Российской Федерации отмечается положительная динамика с обеспечением дружинников удостоверениями и форменной одеждой (отличительной символикой).

Справочно: в 2017 году средняя обеспеченность удостоверениями составила 84,5%, форменной одеждой (отличительной символикой) - 66,4%.

Также в большинстве регионов органами государственной власти и органами местного самоуправления, несмотря на дотационность региональных и местных бюджетов, изысканы возможности предоставления дружинникам различных мер социальной защиты.

Так, в 78 субъектах Российской Федерации (+2,6%, 76 регионов в 2016 году) осуществляется их личное страхование (44) либо предоставление им компенсационных выплат (48) в случае причинения вреда их жизни и (или) здоровью в период участия в мероприятиях по охране правопорядка. При этом в 14 регионах реализуются обе меры социальной поддержки.

В 63 регионах (+6,8%, 59 - в 2016 году) дружинникам предоставляются дополнительные льготы, среди которых наиболее распространенными являются: ежегодный дополнительный отпуск по месту работы без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней (предоставляется в 35 регионах), бесплатный оздоровительный отдых (бесплатное (льготное) посещение спортивных комплексов), в том числе членам семей (30), бесплатный проезд на общественном транспорте в период участия в мероприятиях по охране общественного порядка (30), сниженная ставка налогообложения (19).

Справочно:

дополнительные неоплачиваемые дни к отпуску продолжительностью до десяти суток, дополнительные выходные дни - республики Алтай, Башкортостан, Бурятия, Марий Эл, Тыва, Хакасия, Удмуртская, Чувашская республики, Красноярский, Пермский края, Астраханская, Амурская, Брянская, Волгоградская, Ивановская, Иркутская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Липецкая, Мурманская, Новгородская, Орловская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ярославская области, Ненецкий, Ямало- Ненецкий, Чукотский автономные округа, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра;

бесплатный оздоровительный отдых (бесплатное (льготное) посещение спортивных комплексов), в том числе членам семей - республики Коми, Хакасия, Удмуртская, Чувашская республики, Пермский край, Астраханская, Амурская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Кемеровская, Костромская, Курская, Липецкая, Магаданская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Челябинская, Ярославская области, Ямало-Ненецкий, Чукотский автономные округа;

бесплатный проезд на общественном транспорте - республики Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Крым, Удмуртская, Чувашская республики, Алтайский, Пермский, Приморский края, Астраханская, Брянская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Костромская, Ленинградская, Липецкая, Новгородская, Омская, Оренбургская, Пензенская,

Самарская, Свердловская, Тамбовская, Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, города Москва, Санкт-Петербург;

сниженная ставка налогообложения - республики Башкортостан, Бурятия, Удмуртская Республика, Пермский край, Воронежская, Владимирская, Кемеровская, Курская, Костромская, Кировская, Нижегородская, Новгородская, Оренбургская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Тульская, Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ;

льготы (компенсации) по оплате коммунальных услуг - Калининградская, Костромская Томская области;

ежемесячные выплаты на приобретение продовольственных товаров - Ставропольский

край;

внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях - Удмуртская Республика, Ставропольский, Пермский края, Брянская, Владимирская, Воронежская, Саратовская, Тамбовская, Тверская области, Чукотский автономный округ;

ежемесячные выплаты на оздоровление - Ставропольский край, Ульяновская область;

льготные путевки в санатории и оздоровительные организации — республики Саха (Якутия), Хакасия, Владимирская, Саратовская, Тамбовская, Челябинская области;

предоставление детям школьного возраста бесплатных (льготных) путевок в детские оздоровительные лагеря - Волгоградская, Самарская области;

внеочередное обслуживание в медицинских учреждениях - Республика Калмыкия, Забайкальский край;

выплаты за использование личного автотранспорта во время дежурства - Республика Бурятия, Удмуртская Республика, Волгоградская, Кемеровская, Оренбургская области, Ямало- Ненецкий автономный округ;

дополнительные оплачиваемые дни к отпуску по месту работы - республики Коми, Хакасия, Алтайский, Краснодарский, Красноярский края, Нижегородская, Новосибирская, Саратовская, Тамбовская области;

оплата расходов на сотовую связь - Красноярский край, Нижегородская, Челябинская области.

Для поощрения дружинников во всех регионах применяются формы морального и материального стимулирования их деятельности: вручение денежных премий, ценных подарков, объявление благодарности, награждение почетными грамотами и благодарственными письмами в рамках региональных конкурсов на звание «Лучшая народная дружина», «Лучший народный дружинник».

В 35 субъектах Российской Федерации (+34,6%, 26 - в 2016 году) региональными и местными органами власти изысканы бюджетные возможности оплаты дежурства дружинников в размере от 300 рублей в Камчатском крае, Калужской области до 1000 рублей в Республике Коми, Челябинской, Нижегородской областях, в том числе почасовая от 30 руб ./час. в Самарской до 175 руб./час. в Магаданской областях.

Справочно: республики Башкортостан, Коми, Марий Эл, Тыва, Чувашская Республика, Алтайский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Камчатский края, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Владимирская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Курская, Тамбовская, Архангельская, Кировская, Магаданская, Нижегородская, Оренбургская, Псковская, Самарская, Саратовская, Тюменская, Челябинская, Томская, Тульская, Ярославская области, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ.

Руководством образовательных организаций регионов осуществляется поддержка студенческих общественных объединений правоохранительной направленности.

Так, например решениями руководства учреждений высшего профессионального образования в Новосибирской области (Новосибирский государственный архитектурно-строительной университет, Сибирский государственный университет технологии и информатики), представителям общественных организаций за образцовое исполнение обязанностей по охране общественного порядка и профилактическую работу в студенческой среде по недопущению правонарушений предоставляются такие льготы, как назначение повышенной государственной академической стипендии, внеочередное предоставление жилого помещения в общежитии, частичная компенсация платы за пользование жилым помещением в общежитии и платы за коммунальные услуги.

В Тамбовской области членам народной дружины «Доброволец» из числа студентов Мичуринского государственного аграрного университета в целях материального стимулирования их деятельности за активное участие в охране правопорядка выплачивается дополнительная стипендия (в 2017 году выплачено 252 тыс. рублей из расчета 2 тыс. рублей на каждого представителя дружины).

Оказывают содействие органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в развитии народных дружин руководители крупных предприятий в Челябинской (АО «Автомобильный завод «Урал»), Калужской (ООО «Гигиена-Сервис»), Липецкой (Липецкая городская энергетическая компания), Нижегородской (ООО «УК «Группа ГАЗ», ООО «ПАЗ», Арзамасского машиностроительного завода), Ярославской (ОАО «Автодизель»), Томской (ОАО «Томское пиво»), Ярославской (ОАО «Автодизель») областях, на базе и за счет собственных средств которых созданы народные дружины, осуществляется личное страхование дружинников, предоставление им дополнительных льгот, материальное стимулирование их деятельности, в том числе в форме оплаты дежурства.

В целях совершенствования нормативного правового регулирования в сфере участия граждан в охране общественного порядка издан подготовленный Министерством внутренних дел Российской Федерации Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» в части совершенствования правового регулирования правоотношений в сфере охраны общественного порядка».

Справочно: Федеральным законом уточняются порядок приема граждан в народную дружину, ограничения в отношении граждан, желающих стать внештатными сотрудниками полиции, учредителями народных дружин, особенности создания и деятельности народных дружин в городе федерального значения Севастополе, а также закрепляется право органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществлять личное страхование дружинников на период их участия во всех мероприятиях по охране правопорядка.

В целях развития института народных дружин сотрудниками полиции ведется информационно-консультативная и агитационная работа. В отчетном периоде проведено свыше 71,9 тыс. (71 961) встреч с трудовыми коллективами учреждений, организаций, ведомств и учебных заведений, а также с населением.

Для ознакомления граждан с реализацией в субъектах Российской Федерации положений Федерального закона № 44-ФЗ на официальном сайте

МВД России в разделе «Народные дружины» размещен и периодически обновляется соответствующий информационно-справочный материал. Аналогичные разделы созданы на сайтах территориальных органов МВД России, где размещена контактная информация о командирах (представителях) народных дружин, осуществляющих свою деятельность на территории региона, сотрудниках полиции, закрепленных за данным направлением деятельности.

Осуществляется информационное сопровождение совместной деятельности территориальных органов МВД России, граждан и общественных организаций по охране общественного порядка. В отчетном периоде управлением по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России во взаимодействии с подразделениями информации и общественных связей территориальных органов МВД России размещено в средствах массовой информации более 6 тыс. (6 196) материалов по указанной тематике, из них в региональных СМИ - 5 428, в федеральных СМИ -741.

Справочно: так, например, в СМИ опубликованы материалы о задействовании в охране правопорядка на территории Российской Федерации более 8,9 тыс. дружинников и 5,8 тыс. представителей казачьих обществ в период проведения новогоднш праздничных мероприятий; более 20 тыс. народных дружинников и 7 тыс. представителей казачьих обществ - во время проведения торжеств, посвященных 72-летию Победы в Великой Отечественной войне и шествию «Бессмертный полк»; более 14 тыс. представителей общественных организаций правоохранительной направленности - на торжественных мероприятиях, посвященных «Последнему звонку» во всех субъектах Российской Федерации; более 19 тыс. представителей общественных объединений и свыше 2 тыс. представителей казачества - в период проведения 10 сентября 2017 года единого дня голосования в Российской Федерации, а также об участии представителей народных дружин и общественных организаций в различных профилактических мероприятиях правоохранительной направленности в регионах страны.

Дальнейшая реализация в субъектах Российской Федерации положений Федерального закона № 44-ФЗ, регламентирующего правовые и организационные основы участия граждан в охране общественного порядка, находится на контроле.

Правительственная комиссия
по профилактике правонарушений

 


[1] Далее - «Федеральный закон № 44-ФЗ».

[2] Приказ МВД России от 26 августа 2015 г. № 839 «О форме статистической отчетности «19-ЕД».

[3] Приказ МВД России от 15 августа 2016 г. № 471 «Общие сведения о состоянии оперативной обстановки в Российской Федерации» - Форма «565».